FBO, или fulfillment by operator - это популярная схема работы на торговых площадках, при которой продавец закупает партию товара и отвозит в сортировочный центр, на склад или пункт приема маркетплейса. Товар хранится на складе маркетплейса до момента продажи. Далее маркетплейс берет на себя весь цикл работ по сборке, упаковке, маркировке и доставке заказа до покупателя.
В случае торговли на маркетплейсах по схеме FBO продавец сталкивается с необходимостью отражения в используемой учетной системе операций по передаче товаров комиссионеру. Продавец фактически отправляет товары на склад комиссионера и в учете отражает передачу материальных ценностей по договору комиссии. Товары остаются в собственности продавца, но хранятся на складе комиссионера, при передаче не формируется ни доходов, ни расходов.
По итогу продаж за отчетный период комиссионер формирует в личном кабинете продавца отчет комиссионера или уведомление о выкупе проданных единиц товара, если товары были реализованы в Белоруссии и Казахстане. Первичным документом, подтверждающим доходы и расходы комитента по реализации товаров, переданных на комиссию, является отчет комиссионера о продажах. Продавец должен сообщить о расхождениях комиссионеру в течение 30 дней, в противном случае отчет будет считаться принятым (ст. 999 ГК РФ). Доходы и расходы признаются датой принятия отчета комиссионера о продажах, именно в этот момент производится отгрузка товаров, ранее переданных комиссионеру.
Давайте рассмотрим работу по схеме FBO на примере маркетплейса Озон.
Чтобы по схеме FBO поставить товары на склады Озона (фулфилменты), нужно оформить документ Заявка на поставку в личном кабинете маркетплейса, в которой указывается, какую продукцию и в каком количестве привезёт продавец на склад маркетплейса.
Когда Озон примет товар на своем складе, в документе Заявка на поставку изменится статус на Завершен и появится возможность выгрузить Акт приемки товаров.
По правилам маркетплейса продавец должен подготовить УПД на основании документа Заявка на поставку и отправить его в Озон с помощью ЭДО. Продавец сформирует в 1С документ Расходная накладная с типом операции Передача на комиссию, выгрузит из него УПД. Расходная накладная отразит в учете выбытие товаров со склада продавца.
Важно: в самом начала работы с маркетплейсом продавец создает в 1С договор с юр.лицом маркетплейса с видом «С комиссионером». Именно этот договор используется в документах, перечисленных выше.
Количество товаров, отправленных на склад маркетплейса, можно увидеть в отчете в 1С «Товары переданные».
Когда объемы отгружаемых по FBO товаров кратно вырастают, оформлять документы сначала в личном кабинете Озон, а после в базе 1С становится слишком трудозатратно, растет количество ошибок. Наши специалисты могут предложить варианты автоматизации данной операции с помощью модуля интеграции 1С и маркетплейсов и небольшой доработки. В этом случае создание документа поставки будет производиться в базе 1С, далее документ по API будет выгружаться в ЛК Озон. На основании документа поставки можно автоматически сформировать расходную накладную. Из документа поставки в 1С можно распечатать этикетки для отправляемого товара.
По итогу продаж за отчетный период Озон формирует в личном кабинете документ Отчет комиссионера о продажах, в котором мы видим реализацию товаров, возвраты (если были), расходы на доставку товара конечному покупателю и вознаграждение маркетплейса. На основании отчета продавец в своей учетной системе в разделе Продажи – комиссионные продажи создает одноименный документ, в него переносятся данные из файла Excel, который предоставил маркетплейс. Отчет можно загрузить в базу в автоматическом режиме, если подключить модуль интеграции 1С и маркетплейса.
Во вкладке «Дополнительно» в отчете комиссионера мы можем установить галочку напротив «Удержать комиссионное вознаграждение», чтобы 1С учитывала комиссионное вознаграждение при расчетах с маркетплейсом и отображала долг уже за вычетом вознаграждения. В этом случае, нам нужно будет оформить приходную накладную для учета комиссионного вознаграждения.
Как мы посмотрели в статье, учет операций при комиссионной торговле максимально упрощен и осуществляется документами, предназначенными именно для этого вида деятельности. Еще более упростить работу в программе помогает настроенная интеграция между личным кабинетом маркетплейса и 1С. Наши специалисты готовы оперативно помочь вам в решении задач, возникающих в ходе вашей торговой деятельности.
Автор статьи: Елена Зуева
аналитик отдела внедрения Центр Сопровождения 1С «Ю-Софт»
Email: ZuE@1C-USoft.ru, тел. +7 (495) 134-12-24 доб. 246