Top.Mail.Ru
Пн - Пт 9:00 - 18:30
Москва, ул. Азовская, д.6, корп. 3, эт.3, оф.302.
Заказать звонок

Резервы оплаты труда

22.01.2023

С 2023 года в программе Зарплата и управление персоналом, редакция 3.1, будет применяться новый документ "Резервы по оплате труда", вместо "Резервов отпусков".

В программе возможно: включить учёт резервов; настроить порядок расчёта резервов; начислить, сделать инвентаризацию и списать резерв; отразить использование резерва; сформировать отчёт о движении резерва. Единый механизм учёта резерва предназначен для того, чтобы учитывать: резервы отпусков; резервы на годовые премии; резервы на выплату вознаграждения за выслугу лет.

Если планируется вести учёт резервов с 2023 года, то устанавливаем флажок «Использовать резервы по оплате труда» в «Настройках расчёта зарплаты», тогда в сведениях об организации появится ссылка для настройки резерва по новому механизму. В сведениях об организации на вкладке «Учётная политика и другие настройки», теперь 2 ссылки для настройки резервов: архивная (резервы отпусков) и новая (резервы по оплате труда).

Синхронизация с бухгалтерией, после обновления. Для 1С:Бухгалтерии еще не вышел релиз в поддержкой нового механизма учёта резервов. При синхронизации

  • Новые документы по начислению резерва не будут перенесены, т.к. применяем их только с 2023 года.
  • Переименование документа Резервы отпусков никак не помешает переносу при синхронизации.
  • Документа Отражение зарплаты в бухучёте будет перенесен без новых реквизитов (БУ и НУ) – проводки будут формироваться по-старому, на основании вида операции.

Кто формирует и виды резервов

В бухгалтерском учёте оценочные обязательства по премиям и вознаграждениям должны формировать компании, которые выплачивают такие вознаграждения (ПБУ 8/2010, Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ), за исключением малых предприятий.

В налоговом учёте формирование резервов – добровольное (ст. 324.1 НК РФ). Есть два вида резервов:

  • По годовым премиям;
  • По вознаграждениям за выслугу лет.

Методики формирования резервов. В бухгалтерском учёте – можно выбрать заданные в программе или разработать свою. Наиболее распространённые это:

  • Нормативный метод (% от базы).
  • Метод МСФО (подсчёт суммы резерва в порядке, аналогичном расчёту премии или вознаграждения за выслугу лет).

В налоговом учёте – нормативный метод (ст. 324.1 НК РФ). К особенностям настройки резервов по премиям и вознаграждениям:

  • В поле Резерв – каждый год новое значение
  • Переключатель типа резерва – Годовая премия или Вознаграждение за выслугу лет
  • В табличной части – начисления, которые списываются за счёт резерва.

Настройка учёта резерва в БУ. Для нормативного метода доступна настройка не только процента отчислений, но также и расчётной базы. При нормативном методе требуется указать размер отчислений от фонда оплату труда и по ссылке "Расчётная база" настроить список начислений, от которых данный процент и будет рассчитываться.

Для метода МСФО доступна настройка формул и значений показателей:

  • Настройка выполняется отдельно для каждого начисления в табличной части
  • Назначить свой порядок расчёта можно для организации в целом, подразделения и позиции штатного расписания.

Настройка учёта резерва в НУ. Если резерв формируется в налоговом учёте, то состав его настроек зависит от настройки резерва в БУ. Если резерв формируется и в налоговом учёте, то на вкладке "Налоговый учёт (по налогу на прибыль)" следует установить флажок "Формировать резерв" и указать предельную величину отчислений в резерв. Это размер отчислений именно того года, за который вводится настройка. Предельная величина используется только при начислении резерва в налоговом учёте.

  • Если в БУ применяется Нормативный метод, в НУ можно указать только предел отчислений
  • Если в БУ применяется метод МСФО, в НУ можно выбрать методику расчёта (по правилам БУ или нормативный метод) и указать предел отчислений.

Более точный метод расчёта резервов – метод, учитывающий правила вида расчёта. Если (рис. 1).

Рис. 1

Для максимального сближения бухгалтерского и налогового учёта можно воспользоваться вариантом расчёта "По настройкам бухгалтерского учёта"(на закладке «Налоговый учёт (по налогу на прибыль)). В этом случае расчёт ежемесячной суммы отчислений будет производиться одинаково в бухгалтерском и налоговом учёте. Однако задать предельную величину в налоговом учёте заполнить надо.

Для расчёта резервов предусмотрен раздел "Зарплата – Бухучёт – Резервы по оплате труда".

  1. "Расчёт" – документ для расчёта текущей суммы отчислений в резерв. Расчёт сумм резерва производится в соответствии с заданными настройками. Если в настройках был выбран метод "По правилам вида расчёта" - то расчёт будет произведен по заданным формулам с учётом выбранных показателей.
  2. "Инвентаризация" – документ, который следует вводить в конце отчётного/налогового периода. Если в настройках был выбран метод "По правилам вида расчёта" - то расчёт будет произведен по формулам видов начислений, указанных при настройке. При этом изменения, внесенные в формулы – игнорируются. Производится расчёт суммы резерва так, как если бы начисление рассчитывалось к выплате. Суммы резерва в налоговом учёте в этом случае рассчитываются по правилам бухгалтерского учёта.
  3. "Списание" – следует вводить, если требуется только списать некую сумму из учёта резервов (например, по уволенному сотруднику) или весь резерв полностью. Поддерживается заполнение остатками накопленных резервов.
  4. "Корректировка" – следует вводить для исправления данных в учёте.