Электронные ТТН
До 1 марта 2022 года в грузоперевозках применялась товарно-транспортная накладная (ТТН). Затем правила перевозки изменились, и был введён новый документ — транспортная накладная (ТН). При этом ТТН никто не отменял — её также можно использовать при оформлении документов на груз. Расскажем, в каком случае применять и как оформлять электронные ТТН.
Зачем нужны электронные ТТН
Оформлять ТН или электронные ТТН необходимо в том случае, если в сделке участвуют три стороны:
- грузоотправитель;
- перевозчик;
- грузополучатель.
У товарно-транспортной накладной есть несколько функций:
- Служит для учёта движения товаров между продавцом и покупателем.
- Подтверждает правомерность перевозки при проверке на дороге.
- Служит основанием для расчётов за грузоперевозку автотранспортом, а также для списания товаров отправителем и оприходования их получателем.
Кроме того, оформление ТТН обязательно при перевозке этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (пп. 1 п. 1 ст. 10.2 Закона от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ).
В чём разница между ТН и ЭТТН
Форма ТТН включает два раздела: товарный и транспортный. В них указываются сведения о грузе и этапах его транспортировки. Этим ТТН отличается от ТН — транспортная накладная по новой форме содержит только информацию о транспорте и перевозчике. Для списания и оприходования товаров к ТН нужно приложить форму ТОРГ-12.
Форматы электронных документов налоговая уже разработала, но пока не утвердила.
Не исключено, что и правила обмена электронными документами будут дорабатываться и совершенствоваться.
В Минтрансе считают, что за счёт перехода на бездокументарный оборот к 2030 году Россия сможет в 6 раз увеличить скорость перемещения грузов и передачи информации о нём. А пока развитие грузоперевозочной системы сдерживает именно то, что многие документы формируются на бумаге.
Как обмениваться электронными транспортными накладными
Бизнес не будет напрямую работать в ГИС ЭПД. Посредниками между ними выступят операторы электронного документооборота. Оформлять и отправлять документы нужно будет с помощью решений этих операторов. Бизнес сможет подключиться только к тем операторам и использовать только те решения, которые одобрит Минтранс
Примерная схема взаимодействия участников ЭДО:
- Грузоотправитель создаёт транспортную накладную на платформе оператора ЭДО или в своей учётной системе, если она интегрирована с платформой оператора. В документе грузоотправитель указывает данные о перевозчике, грузополучателе, водителе и параметрах груза. Затем кладовщик или иное ответственное за отгрузку лицо подписывает накладную квалифицированной электронной подписью (КЭП) и через оператора ЭДО отправляет в Государственнаую информационную систему электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД).
- Система отправляет ЭТрН перевозчику и грузополучателю.
- Водитель при приёме груза к перевозке открывает приложение на телефоне или планшете, находит нужный документ и подтверждает приёмку, подписав документ простой электронной подписью (ПЭП). Если есть замечания, указывает их.
- Грузополучатель принимает товар, находит транспортную накладную в учётной системе, подтверждает приёмку и подписывает ЭТрН. При этом он может сделать замечания, указать их в комментарии при приёмке.
- Водитель подтверждает передачу груза в приложении с помощью ПЭП.
- Система отправляет подписанную накладную грузоотправителю и перевозчику, которые также ставят свои КЭП и завершают документооборот.
Что представляет собой электронная транспортная накладная
Это аналог обычной транспортной накладной, созданный в специальной системе и заверенный квалифицированной электронной подписью. Его не надо распечатывать на бумаге.
Предназначение электронных транспортных накладных (ЭТрН) то же, что у бумажного документа. Первое — подтверждение заключения договора на транспортно-экспедиторские услуги. Второе — подтверждение расходов на логистические услуги.
Согласно проекту Приказа ФНС документ будет содержать четыре файла обмена:
- грузоотправителя со сведениями об участниках перевозки, условиях договора перевозки, о водителе, грузе, сопроводительных документах на него;
- перевозчика со сведениями о приёме груза к перевозке;
- грузополучателя со сведениями о приёме груза от перевозчика, о характеристиках принятого груза и обстоятельствах приёмки;
- перевозчика о сдаче груза грузополучателю.
Также документ может содержать и дополнительные файлы в зависимости от обстоятельств исполнения договора. Например, если изменились конечный пункт доставки груза, водитель, транспортное средство, стоимость перевозки или порядок расчёта. То есть информацию обо всех изменениях нужно будет отражать в электронном документе.
Чтобы работать в единой системе электронных перевозочных документов, нужно:
- подключиться к системе электронных перевозочных документов и настроить электронный документооборот в программе 1С;
- оформить квалифицированные электронные подписи сотрудникам, которые подписывают транспортные накладные при отправке и получении грузов. Отправить заявление на получение подписи можно из программ 1С с помощью «1С-Подпись»;
- договориться с другими участниками грузоперевозок об обмене электронными документами. Для этого отправить контрагентам приглашение к обмену. Это также можно сделать из программы 1С;
- обеспечить сотрудников, которые будут отгружать, перевозить и принимать грузы, смартфонами или планшетами, подключенными к интернету, чтобы они могли работать с электронными документами.