Электронные транспортные накладные

Электронные ТТН

До 1 марта 2022 года в грузоперевозках применялась товарно-транспортная накладная (ТТН). Затем правила перевозки изменились, и был введён новый документ — транспортная накладная (ТН). При этом ТТН никто не отменял — её также можно использовать при оформлении документов на груз. Расскажем, в каком случае применять и как оформлять электронные ТТН.

Зачем нужны электронные ТТН

Оформлять ТН или электронные ТТН необходимо в том случае, если в сделке участвуют три стороны:

  • грузоотправитель;
  • перевозчик;
  • грузополучатель.

У товарно-транспортной накладной есть несколько функций:

  • Служит для учёта движения товаров между продавцом и покупателем.
  • Подтверждает правомерность перевозки при проверке на дороге.
  • Служит основанием для расчётов за грузоперевозку автотранспортом, а также для списания товаров отправителем и оприходования их получателем.

Кроме того, оформление ТТН обязательно при перевозке этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (пп. 1 п. 1 ст. 10.2 Закона от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ).

В чём разница между ТН и ЭТТН

Форма ТТН включает два раздела: товарный и транспортный. В них указываются сведения о грузе и этапах его транспортировки. Этим ТТН отличается от ТН — транспортная накладная по новой форме содержит только информацию о транспорте и перевозчике. Для списания и оприходования товаров к ТН нужно приложить форму ТОРГ-12.

Форматы электронных документов налоговая уже разработала, но пока не утвердила.

Не исключено, что и правила обмена электронными документами будут дорабатываться и совершенствоваться.

В Минтрансе считают, что за счёт перехода на бездокументарный оборот к 2030 году Россия сможет в 6 раз увеличить скорость перемещения грузов и передачи информации о нём. А пока развитие грузоперевозочной системы сдерживает именно то, что многие документы формируются на бумаге.

Как обмениваться электронными транспортными накладными

Бизнес не будет напрямую работать в ГИС ЭПД. Посредниками между ними выступят операторы электронного документооборота. Оформлять и отправлять документы нужно будет с помощью решений этих операторов. Бизнес сможет подключиться только к тем операторам и использовать только те решения, которые одобрит Минтранс

Примерная схема взаимодействия участников ЭДО:

  1. Грузоотправитель создаёт транспортную накладную на платформе оператора ЭДО или в своей учётной системе, если она интегрирована с платформой оператора. В документе грузоотправитель указывает данные о перевозчике, грузополучателе, водителе и параметрах груза. Затем кладовщик или иное ответственное за отгрузку лицо подписывает накладную квалифицированной электронной подписью (КЭП) и через оператора ЭДО отправляет в Государственнаую информационную систему электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД).
  2. Система отправляет ЭТрН перевозчику и грузополучателю.
  3. Водитель при приёме груза к перевозке открывает приложение на телефоне или планшете, находит нужный документ и подтверждает приёмку, подписав документ простой электронной подписью (ПЭП). Если есть замечания, указывает их.
  4. Грузополучатель принимает товар, находит транспортную накладную в учётной системе, подтверждает приёмку и подписывает ЭТрН. При этом он может сделать замечания, указать их в комментарии при приёмке.
  5. Водитель подтверждает передачу груза в приложении с помощью ПЭП.
  6. Система отправляет подписанную накладную грузоотправителю и перевозчику, которые также ставят свои КЭП и завершают документооборот.

Что представляет собой электронная транспортная накладная

Это аналог обычной транспортной накладной, созданный в специальной системе и заверенный квалифицированной электронной подписью. Его не надо распечатывать на бумаге.

Предназначение электронных транспортных накладных (ЭТрН) то же, что у бумажного документа. Первое — подтверждение заключения договора на транспортно-экспедиторские услуги. Второе — подтверждение расходов на логистические услуги.

Согласно проекту Приказа ФНС документ будет содержать четыре файла обмена:

  • грузоотправителя со сведениями об участниках перевозки, условиях договора перевозки, о водителе, грузе, сопроводительных документах на него;
  • перевозчика со сведениями о приёме груза к перевозке;
  • грузополучателя со сведениями о приёме груза от перевозчика, о характеристиках принятого груза и обстоятельствах приёмки;
  • перевозчика о сдаче груза грузополучателю.

Также документ может содержать и дополнительные файлы в зависимости от обстоятельств исполнения договора. Например, если изменились конечный пункт доставки груза, водитель, транспортное средство, стоимость перевозки или порядок расчёта. То есть информацию обо всех изменениях нужно будет отражать в электронном документе.

Чтобы работать в единой системе электронных перевозочных документов, нужно:

  • подключиться к системе электронных перевозочных документов и настроить электронный документооборот в программе 1С;
  • оформить квалифицированные электронные подписи сотрудникам, которые подписывают транспортные накладные при отправке и получении грузов. Отправить заявление на получение подписи можно из программ 1С с помощью «1С-Подпись»;
  • договориться с другими участниками грузоперевозок об обмене электронными документами. Для этого отправить контрагентам приглашение к обмену. Это также можно сделать из программы 1С;
  • обеспечить сотрудников, которые будут отгружать, перевозить и принимать грузы, смартфонами или планшетами, подключенными к интернету, чтобы они могли работать с электронными документами.

Затрудняетесь с выбором программы 1С?
Просто заполните форму!